Акбатыр

Тип статьи:
Авторская

Акбатыр в Большом Китяке не жил. Он жил в деревне Китяк Мучаш в четырёх верстах от Китяка.

Зачем Акбатыра похоронили ниже Китяка?

Незадолго до смерти он пустил стрелу из лука. Стрела упала ниже деревни. Вот на этом месте и похоронили. На месте его захоронения посажена берёза. Этой берёзе примерно триста пятьдесят лет. Приняв христианскую веру, Акбатыр служил русскому царю. Кто из марий­цев не хотел креститься, принять христианскую веру, покинули эти места, уехали за Волгу.Старик Акбатыр был для своего народа вроде князя. Раньше он работал кучером у татарских мурз Шивавая и Курзы, был очень лов­ким и сильным. И очень часто приходилось ему во время езды спа­сать мурз от всяких непредвиденных случаев. Поэтому татары называ­ли его Акбатыр. Потом и марийцы стали называть его Акбатыром. Он хорошо владел и татарским, и русским языками. После смерти Акбатыра марийцы стали жить ещё хуже. Поэтому ма­рийцы восхваляли его имя, молились на его могиле. На эти молебны собирались со всей округи на тридцать — сорок вёрст. Приносили в жертву водоплавающих птиц, ноги и головы животных. Принося жер­тву, они думали, что им станет легче жить. Акбатыра марийцы пре­вратили в своего бога.Ещё раньше Акбатыра по берегам речки Пуры прожи­вало много марийцев. Многие приняли магометанскую веру и пре­вратились в татар. Рань­ше в этих деревнях жили марийцы и удмурты. О том, что все они — выходцы из марийского племени, знают только очень немногие по­жилые люди.На китякских марийцев после смерти Акбатыра семь раз обру­шивались различные несчастья: происходили крупные пожары, чуть не всё сгорело. Много раз от разных заразных болезней чуть не вы­мерла вся деревня. Оставшиеся в живых продолжили род древнего народа.

Когда жил Акбатыр с первой женой, был очень силён и богат. И марийский народ, как и он, жил в полном достатке. У Ак­батыра в подполье стояла большая кадка с мёдом, а сверху плавала золотая утка. Но когда он женился на другой, такая жизнь длилась не долго. Его вторая жена рассердилаеь на него и стала рассказывать народу: «У Акбатыра стоит в подполье большая кадка с мёдом, а на нём плавает золотая утка». После таких разговоров секрет Акбатыра был утерян. Не стало у него богатства, позабылись его добрые дела и имя. А вскоре и сам он умер.

С уходом Акбатыра и для народа насту­пили тяжёлые времена: стали жить в постоянной нужде. Чтобы изба­виться от такой жизни стали молиться и' поклоняться Акбатыру. Ну вот ещё отсюда не больно далеко. Там есть Акбатыр. Находится могила этого Акбатыра. Это Китяки у нас тут. В прошлом году поставили памят­ник очень красивый. Раньше тоже туда ходили молиться и сейчас ходят. Туда ходят и марийцы, и русские, и удмурты, и татары.Он вот, говорят, помогал, когда Иван Грозный брал Ка­зань. Он оказал ему очень большую помощь. И вот когда он уже со­старился, Акбатыр, он взял стрелу. «Куда упадёт эта стрела, там же меня и похороните». Вот стрела упала между двух деревень возле речки. Его там же и похоронили. Могила находится сейчас там же и всё. На могиле посадили берёзу. Эта берёза уже выросла, состарилась, уже всё — упала. Потом вторая берёза. И вторая берёза теперь очень старая уже. Третья растёт.И вот как-то постепенно тоже стали ходить туда молиться Акба­тыру. Просили у него помощи. Или помогал, или не помогал. Кто знает? Но потом это в советское время всё было запрещено. Только туда мельком, мельком тихонько приходили, но никто об этом не говорил ничего. А сейчас, в наше время, уже постоянно туда ходят. Вот один предприниматель Соловьёв. Он, говорят, тоже пьяница был, дебошир. А потом Видно, больше некуда ему идти было, он пошёл туда помолиться, свечку поставил. «Если, — говорит, — я выйду из этого, как-то выйду, я тебе поставлю памятник». И со временем он устроился предпринимателем в Челябинск. У него там много магазинов. Он очень богатый, состоятельный человек сейчас. Устраивает разные праздники. Вот недавно в Китяке был. И вот он там поставил памятник марийского скульптора.Акбатыр — князь. Он был самый сильный. Там жертву при­носят для здоровья, чтоб из армии вернуться, для достатка. А 2 авгу­ста на Ильин день там жертву делают. На могиле режут скота, блины пекут.

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!